Экспериментально исследовано влияние стенки реакционного сосуда на горение при атмосферном давлении газовых смесей, содержащих галогенированные углеводороды. Показано, что при загрязнении стенки продуктами горения поступление с нее в объем дополнительных количеств брома или йода снижает эффективность ингибирования бром- и йодсодержащих углеводородами горения водородовоздушных смесей (эффект сильнее выражен для йодированных веществ), ослабляет самоингибирование горения бромистого этила в смеси с воздухом, что приводит к расширению концентрационной области распространения пламени. На основании анализа известных кинетических данных экспериментально наблюдаемая картина объясняется уменьшением роли цикла регенерации HI при ингибировании йодированным углеводородом горения водорода в воздухе и снижением скорости реакции бромированных углеводородов с атомарным водородом при поступлении со стенки реакционного сосуда дополнительных количеств I2 и Br2.
На основании известных экспериментальных данных по концентрациям промежуточных веществ и с учетом только тех элементарных реакций, кинетические параметры которых известны, выполнен расчет механизма превращения CF3H в пламени смесей метана с кислородом различного состава. Показано, что CF3H в пламени смеси СН4/О2 деструктурирует в реакциях с H, О и ОН без регенерации, что опровергает распространенные до настоящего времени классические представления о том, что превращение исходных реагентов в пламени протекает по молекулярному пути. В богатой смеси превращение в основном протекает за счет реакций CF3H, CF3, СF2, COF2 с атомарным водородом, за счет конкуренции со стадией разветвления реакционных цепей обеспечивающих ингибирование горения метана в кислороде. В стехиометрической и особенно в бедной смеси возрастает роль окислительных процессов с участием О и ОН, и эффект ингибирования слабеет. Полученная схема качественно описывает всю известную экспериментальную картину, наблюдаемую при горении смесей СН4/O2/CF3H.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации